Menu

  • Родительская категория: Статьи
  • Просмотров: 2087

Сработано не зря

Депутат Анатолий Долженко в интересах потребителей строит отношения с властью и бизнесом по новым технологиям
 
В конце апреля в Волгодонске произошло событие, которое может самым радикальным образом изменить взаимоотношения горожан, власти и бизнеса. По инициативе неугомонного Анатолия Долженко, депутата городской думы и защитника прав потребителей юга России, подписано соглашение «О взаимодействии органов местного самоуправления, бизнеса и гражданских организаций в сфере производства и реализации продукции и услуг местных производителей» с использованием технологий нового общественного договора.
Хотя, надо с сожалением признать, подавляющая часть жителей вряд ли обратила внимание на этот знаменательный факт. Но те, кто занимается политикой и понимает, как важно во время поддержать хорошую идею, постарались и поспособствовать, и поучаствовать. Например, городское и региональное отделения «Единой России», под патронажем которого проходил «круглый стол».
       Среди представителей власти и бизнеса реакция была неоднозначная. Анатолия Николаевича в очередной раз упрекали в желании «подмять под себя», «заставить на себя работать», «оседлать власть» и так далее. В какой-то мере упреки справедливы, как справедливо и естественно желание лидера потребителей получить дополнительные точки опоры и заручиться поддержкой власти. Нельзя сказать, что мэр и депутаты городской Думы легко согласились на поддержку инициативы Анатолия Николаевича. Возможно, он недаром начал агитационную работу с создания Клуба добросовестного бизнеса и подписания соглашения с Региональной партийной организацией единоросов. Но в результате дело сделано. Соглашение подписали мэр и председатель Волгодонской городской думы. Подставив плечо Долженко, они тем самым взяли на себя ответственность за судьбу его инициативы. В тексте этого документа много декларативных моментов, но совершенно внятно прописана главная цель – консолидировать усилия власти, бизнеса и гражданских организаций, защищая право потребителей на товары и услуги с наилучшим соотношением цены и качества. Все стороны признали, что идеальным вариантом станет наиболее широкое предложение товаров и услуг местных производителей.
       - Это соглашение стало результатом почти двадцатилетней работы, - рассказывает Анатолий Николаевич. – У нас еще не было цели подписать такой документ, но мы уже выстраивали отношения с предпринимателями, с органами власти в рамках соответствующих ежегодных городских программ. И надо прямо сказать, что не всегда власть была рада этому. Если что у нас не получалось, а интересы потребителей грубо нарушались, мы смело выходили на митинги, вручали «тормозные башмаки» инертным чиновникам, инициировали создание организаций добросовестного бизнеса, создавали систему сравнительных исследований и досудебного разрешения конфликтов между потребителями и производителями, продавцами товаров и услуг. Вначале на нас смотрели как на выскочек, которые путаются под ногами у серьезных людей. Чего греха таить – мы иногда не находили понимания даже у представителей судебной власти. И прежде всего потому, что декларируемая государством и обеспеченная законодательством защита прав потребителей не имела наработанных судебных прецедентов. Но вода камень точит - постепенно ситуация изменилась.
       Одним из последних громких судебных процессов по защите прав волгодонцев стало рассмотрение в суде иска Волгодонской ассоциации потребителей к поставщику горячей воды – ТГК-8. Иск ВАП подала год назад. К этому времени эта организация зарекомендовала себя как опытный и успешный участник судебных разбирательств, но победить монополиста, которому по средствам услуги лучших юристов и экспертов практически любых научно-исследовательских институтов, такое бывает не каждый день. Наверное, такое случилось впервые в России.
       Городская власть постаралась дистанцироваться от Анатолия Долженко в борьбе с ТГК-8. Возможно, его победа помогла руководителям думы и администрации сделать правильные выводы на будущее.
       Очень важно приучить (а вернее, заставить) нашу не очень поворотливую власть всякий раз исходить в своих действиях из интересов граждан и защищать эти интересы везде, где они нарушаются или могут быть нарушены. Анатолий Долженко старается делать это на городском и южно-российском уровне, добиваясь поддержки и власти, и бизнеса. У него получается консолидировать всех.
       О необходимости поддерживать местных производителей у нас твердят все и везде – от президента и правительства до мэра самого маленького российского городка. Но покажите, где сумели что-то реально сделать? В Волгодонске, как и везде, за последние годы крупные торговые сети существенно потеснили не только мелких продавцов, но и местных производителей, отказываясь брать у них продукцию, а точнее, выдвигая такие условия, которые наши предприниматели заведомо не могли выполнить. А с теми, кому удавалось все-таки войти со своим товаром в супермаркеты, сети месяцами не расплачивались за реализованные хлеб и молоко. Так вот - пока готовился «круглый стол», «Магнит» и «Радеж» практически рассчитались по долгам местным предпринимателям.
      - Даже если бы это был единственный результат, - смеется Анатолий Николаевич, - я бы считал, что мы сработали не зря. Но представители сети магазинов «Магнит» тоже подписали наше с оглашение. А это одна из крупнейших сетей в России! То есть мы сумм ели получить не только единовременный результат, но и договориться на будущее по стратегическим моментам. Теперь впереди большая и кропотливая работа над реализацией подписанного соглашения. Каждой из сторон, подписавшей соглашение, надо не только разработать мероприятия, в которых отразить конкретных лиц за их реализацию, но и подготовить отчеты к осеннему «круглому столу» по их реализации. Городская власть взяла на себя обязательство размещать муниципальные заказы на городских предприятиях. Больше проводить ярмарок и выставок-продаж местной продукции. Создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, способствовать преодолению административных барьеров. Бизнес, со своей стороны, обязался производить и реализовывать качественную и безопасную продукцию. Своевременно производить расчеты за поставленную продукцию. Предоставлять потребителям достоверную информацию о составе, сроках годности и условиях ее хранения. Не доводя до суда, удовлетворять обоснованные претензии потребителей к качеству продукции и услуг. Найдется работа и общественным объединениям потребителей: выявлять высококачественные товары, и информировать об этом население, помогать потребителям в решении проблем.
       - Волгодонская ассоциация потребителей всегда готова поддерживать добросовестный бизнес, - продолжает рассказ Анатолий Николаевич. – У нас уже есть горький опыт, когда мы активно начали работать по реализации договоренностей между властью, бизнесом и гражданскими организациями по реформированию ЖКХ. Реформа в Волгодонске была инициирована городской властью, заинтересованной в том, чтобы переложить на бизнес и жителей заботу о жилом фонде. Общественные организации поддержали администрацию города, надеясь, что реформа приведет к развитию территориального самоуправления. Но этого не произошло. В результате горожане оказались не готовы  к своей новой роли коллективных собственников многоквартирных домов, а настоящей конкуренции в бизнесе тоже не получилось. Сейчас мы стараемся исправить ситуацию, власть тоже осознала свои ошибки, но проблем в реформировании городского ЖКХ еще очень много.
       - Мы планируем обсудить их на очередном круглом столе, который, кстати, состоится в ближайшее время, причем, про инициативе не только Клуба добросовестного бизнеса и общественной палаты, но и администрации города.
Сегодня надо признать – именно с защиты интересов потребителей, с осознания горожанами своих прав и готовности бороться за них в Волгодонске началось формирование гражданского общества. Анатолий Долженко первым усадил за стол переговоров представителей власти и общественных организаций, потом за ним нашлось место и для бизнеса, и сегодня уже никого не удивляет участие первых лиц города в заседаниях общественной палаты или в работе круглых столов и переговорных площадок. Все обсуждения обязательно заканчиваются подписанием соглашений и мероприятий по их реализации. Городские власти, общественность и бизнес получают задания «на дом».

«Волгодонская Правда» №№81-82 от 2 июня 2009 г.