Menu

  • Родительская категория: Новости

Государство будет поддерживать ветеранов и пенсионеров

Стенограмма встречи Председателя Правительства Российской Федерации и Председателя Партии В.В. Путина с представителями ветеранских организаций:

Вступительное слово В.В. Путина:

Мы собрались для того, чтобы подвести итоги нашей совместной работы в 2010 году, поговорить о том, на что нам настраиваться в 2011. И, конечно, говорить о проблемах людей старшего поколения, ветеранах невозможно без вашего участия, без участия представителей ведущих организаций и объединений ветеранов. Вы хорошо знаете ситуацию, с людьми общаетесь напрямую, собственно говоря, живёте этими проблемами, поэтому я посчитал правильным встретиться с вами сегодня и по этим проблемам поговорить.
Важнейший приоритет для нас – это повышение качества жизни наших граждан вообще и, в том числе, конечно, ветеранов. Такой подход обозначен и в программе действий Правительства до 2012 года и в «Стратегии развития России до 2020 года», а отношение к людям старшего поколения – это для любого общества индикатор социальной ответственности, нравственного измерения политики.

Ветераны войны, военной службы, ветераны труда очень многое сделали для России, практически всю свою жизнь работали на нашу страну. И мы с вами хорошо знаем, что особенно в советские годы жизнь рядового гражданина была весьма скромной. Люди чаще всего работали за идею, из понимания ответственности, перед которой они стоят, выполняя свой долг перед страной. По сути, прежнее поколение, старшее поколение всю жизнь, как я сказал, отдали стране, работали, а если нужно, и кровь за неё проливали. И сегодня, эти заслуженные граждане вправе рассчитывать на достойную жизнь, на востребованность, на внимание и заботу со стороны государства.

В нашей стране сейчас более 40 млн ветеранов и пенсионеров. Их поддержка – безусловный долг государства. И такое отношение не подвержено никакой политической конъюнктуре, обращаю на это ваше внимание: не связано ни с какими внутриполитическими текущими событиями. Именно с пониманием нашей ответственности перед людьми мы действовали и в период глобального экономического и финансового кризиса, хотя и возможностей у государства стало меньше, и мы столкнулись с большим количеством проблем, в том числе и с дефицитом бюджета.

Могу вам сказать, что и в 2009, и в 2010 годах до 70% расходов федерального бюджета в той или иной мере носило социальный характер, направлялось на поддержку граждан, в том числе и граждан старшего поколения. Мы старались сделать всё, чтобы смягчить удары кризиса, отдавали себе отчёт и в том, что у многих из пожилых граждан просто нет других источников доходов, кроме пенсий и государственных пособий.
Хочу обратить ваше внимание и ещё раз подчеркнуть: Россия – единственная страна в мире, столкнувшаяся с кризисом, которая начала в этот непростой период масштабную реформу пенсионной системы. В других государствах, и вы это хорошо знаете, пенсии замораживали, пенсионный возраст повышали. Мы, наоборот, в 2010 году повысили пенсии сразу почти на 45%! С 1 января 2011 года трудовые пенсии в России были в очередной раз проиндексированы – на 8,8%.

Особое внимание мы уделяли поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Сейчас в среднем ежемесячные выплаты участникам войны составляют более 23 тыс. рублей, включая, конечно, ЕДВ и ту тысячу рублей, которую в своё время начали выплачивать в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. А вдовы погибших солдат получают 17 тыс. рублей.
За последние три года мы направили свыше 170 млрд рублей на обеспечение ветеранов жильём. В результате жилищные условия улучшили более 145 тыс. участников Великой Отечественной войны. Причём мы сняли все ограничения для участия в этой программе: в любое время можно прийти и обратиться с заявлением о постановке на учёт.

Сейчас в очереди находится 41 тыс. человек. Хочу вам сказать, что когда мы сняли ограничения на постановку на учёт для всех ветеранов, в том числе и для тех, кто не успел встать на очередь до 1 марта 2005 года, мы предполагали, что на учёт будет поставлено около 140 тыс. человек. Реально на учёт встало 172 тыс. человек. И хочу сказать, что до сих пор постановка на очередь продолжается. Я сказал, что сейчас на очереди осталась 41 тыс. человек. Это значит, что более 120 тыс. мы обеспечили. Плюс ещё 28 тыс. 414 человек посчитано - тех, кто встал на учет до 1 марта 2005 года. Необходимые средства, для того чтобы обеспечить оставшихся ветеранов жильём (это, по предварительным оценкам, 10 млрд рублей), заложены в бюджет 2011 года. Добавлю, что для ветеранов установлена 50-процентная льгота по оплате квартир и коммунальных платежей.

Вчера, если вы обратили внимание, я встречался с представителями партии «Единая Россия», дал им поручение взять под жёсткий, особый контроль ситуацию с тарифами на ЖКХ. И, пользуясь случаем, просил бы и ваши организации также подключиться к этой работе и своевременно информировать Правительство обо всех фактах нарушений, необоснованного задирания коммунальных платежей, если они будут иметь место.
Хотел бы сегодня поговорить и о том, что мы намерены делать в текущем году и на перспективу. Проблемы людей старшего возраста затрагивают многие сферы. Это и пенсионное обеспечение, и жилищно-коммунальная сфера, и здравоохранение, и жилищная политика в широком смысле этого слова. Этими вопросами занимаются у нас различные ведомства, и, очевидно, здесь нужна более слаженная, скоординированная работа. Кстати, такие предложения звучат и от ветеранских организаций, которые вы сегодня представляете.

В этой связи есть идея, и хочу её оформить в качестве предложения – создать при Правительстве Российской Федерации Координационный совет по делам ветеранов, куда вошли бы представители государственных ведомств и ветеранских объединений. Совет займётся выработкой предложений по совершенствованию законодательства, по сопровождению проектов и программ, ориентированных на людей старшего возраста.
Считаю, что такие советы и совещательные органы должны быть образованы и в регионах Российской Федерации, и в муниципалитетах. Проблемы ветеранов необходимо решать на всех уровнях власти. И для этого нужна система обратной связи с ветеранскими организациями, в интересах которых эти проблемы и должны решаться в широком смысле. В интересах ветеранских организаций – имею в виду в интересах граждан старшего поколения вообще.

Также важнейшая задача для нас – создать сеть консультативной, правовой, социальной поддержки людей пожилого возраста. И здесь, конечно, мы тоже могли бы с вами наладить системную, совместную работу. Вы знаете, что были приняты изменения в законодательство, сформированы правовые основы, для того чтобы общественные организации выполняли социально значимые функции и имели возможность при этом получить поддержку от государства. У вас есть разветвлённая структура, доходящая до каждого муниципалитета. Часто в этих структурах работают и квалифицированные специалисты, и юристы, вы можете воспользоваться и помощью квалифицированных психологов. И эти возможности, конечно, нужно использовать для того, чтобы оказывать людям профессиональные консультации, грамотную правовую поддержку. Далеко не у всех пенсионеров, ветеранов есть средства на юристов, а вот непростые ситуации, связанные с нарушением их жилищных, пенсионных, имущественных прав, к сожалению, возникают регулярно.

Словом, поле для деятельности самое широкое. И хочу повторить: мы готовы поддержать вас на федеральном уровне и по линии регионов. Ветеранские объединения, как и другие общественные объединения, занимающиеся социально значимой работой будут получать прямую финансовую поддержку со стороны государства. В общей сложности в 2011 году выделим таким организациям порядка 900 млн рублей, в том числе почти 270 млн рублей получат ветеранские объединения.

Хочу проинформировать вас о том, что в конце прошлого года, 27 декабря 2010 года, мною было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о выделении ветеранским организациям 269,6 млн руб.
В дальнейшем намерены сформировать специальную федеральную программу по содействию некоммерческим объединениям, включая и ветеранские организации.

Для пожилых людей крайне чувствительно всё то, что связано с медицинским обеспечением. Несколько слов хотел бы сказать об этой сфере деятельности. Считаю совершенно обоснованными те жалобы, которые звучат от ветеранов в адрес некоторых медицинских учреждений, где, собственно, и обслуживается подавляющая часть людей старшего возраста. Это – не буду сейчас перечислять эти нарекания, они в целом известны –большие очереди, проблемы с вызовом «скорой помощи» подчас и так далее.

Мы сейчас, как вы знаете, запускаем крупномасштабный социальный проект. Это региональные программы модернизации здравоохранения. Они как раз и призваны кардинально решить эти проблемы – во всяком случае кардинально улучшить ситуацию в этой сфере. Просил бы вас также подключиться к организации общественного контроля за реализацией этой масштабной программы, рассчитанной на всю территорию страны. Задача – серьёзно усилить первичное медицинское звено, улучшить работу всей сети поликлиник и больниц. Будем работать по таким направлениям, как диспансеризация пожилых людей, организация ухода за одинокими пожилыми людьми, развитие служб реабилитации, а также оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включая проведение сложных ортопедических операций и протезирования.

Мы также должны сделать максимально комфортным доступ к государственным услугам, включая важнейшие социальные услуги, чтобы пожилые люди не стояли в очередях, не мыкались по нашим конторам и учреждениям, получая различные справки и бумажки. Сейчас мы реализуем целую программу по повышению эффективности госуслуг, имеется в виду, в том числе, и электронная форма. Мы при этом прекрасно отдаём себе отчёт в том, что значительная часть пожилых людей привыкла к традиционным формам общения с государственными учреждениями и далеко не все освоили Интернет и другие формы, современные формы. Поэтому хочу сказать, что, безусловно, будет продолжена работа по оказанию различных услуг, в том числе и медицинских, через многофункциональные центры, действующие по принципу «одного окна».

Известно, что одна из острых проблем, которую часто ставят ветеранские организации, – это всё ещё низкие пенсии бывших военных, офицеров запаса.

Вы знаете, что сейчас мы изучаем возможность и будем повышать денежное довольствие военнослужащих. Безусловно, ситуация, которая сложилась в соотношении между военными пенсионерами и гражданскими пенсиями, требует существенных корректировок. Могу вам сказать, что со следующего года, с 2012 года, военные пенсии будут существенно увеличены.

Кроме того, мы закроем и квартирные долги перед теми военнослужащими, которые в 1990-е годы были уволены без предоставления жилья. Это очевидная социальная несправедливость, и эта проблема должна быть и будет решена. Это люди, которые оказались в муниципальных очередях и в принципе оказались никому не нужными: ни Министерство обороны не занимается решением их проблем, ни муниципалитеты – там есть свои очередники. Это безусловная обязанность государства, и мы её будем исполнять. Я думаю, что в конце текущего года эти люди уже реально будут знать, какую квартиру и где они получат. Если мы до конца не успеем всех, как в таких случаях говорят, отоварить, передать им ключи, то во всяком случае уже будет ясно, в каком доме у кого будет квартира, и в начале следующего года все эти люди должны получить жильё.

Мы видим в ваших организациях важнейших партнёров, уважаемые коллеги, и потому стремимся создавать вам и другим структурам гражданского общества максимально комфортные условия для работы. И дальше намерены совершенствовать законодательство, оказывать вам информационное содействие, предусматривать налоговые льготы и помогать с помещениями. Я знаю, что и здесь, конечно, особенно на региональном уровне, на муниципальном такие проблемы есть.

Хотел бы затронуть тему, которая имеет огромное значение для нашего общества и страны. Речь идёт о будущих поколениях, о молодых людях. Это традиционное направление работы для ветеранских организаций. Мы рассчитываем на вашу активную работу в школах, вузах, по месту жительства, рассчитываем на ваше участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Мы ждём, что вы скажете своё авторитетное слово и в таком важнейшем вопросе, как укрепление гражданского и межнационального, межэтнического, межконфессионального мира в России, в противодействии пропаганде разного рода экстремистских, националистических, радикальных идей.
Вы объединяете людей, которых, без всякого преувеличения, можно назвать достоянием нашей нации, хранителями исторической памяти и жизненного опыта народа. И ваш пример, ваш авторитет должны быть обязательно востребованы. Они должны служить просвещению подрастающего поколения, консолидации нашего общества вокруг истинных ценностей. И это направление деятельности, безусловно, остаётся одним из важнейших. Спасибо.

Пожалуйста, давайте начнём работу.

Так, Галина Николаевна пожалуйста.

Г.Н.Карелова: Уважаемый Владимир Владимирович! Готовила серьёзно целый комплекс предложений по такой теме, как доступность и качество здоровья пожилых людей. Однако половину из того, что хотела сказать, Вы уже отметили. Для граждан старшего возраста, конечно, важно всё, что делается в здравоохранении. Безусловно все понимают, что проблем много. Но есть и очень много позитивных результатов. Пожалуй, самый главный позитивный результат - увеличение средней продолжительности жизни. Я думаю, что это больше всего радует людей старшего поколения. Конечно, все хотели бы участвовать в продолжении этой работы.
То, что, Владимир Владимирович, Вы сказали, что в этом году начинается новый этап модернизации здравоохранения - уже есть программы, которые приняты на региональном уровне и рассматривались в Министерстве здравоохранения и социального развития. Вот с Вашей точки зрения - насколько они ориентированы на пожилых людей? Насколько полно в них учитываются те мероприятия, которые на наш взгляд должны быть проведены в поликлиниках по месту жительства? Конечно, пожилые люди прежде всего там получают медицинскую помощь.

Мы бы хотели поддержать то предложение, которое Вы озвучили - проведение диспансеризации для неработающих пенсионеров. И, второе, создание системы мобильных медицинских центров или выездных бригад, особенно для жителей сельских территорий, которые удалены от квалифицированной постоянной медицинской помощи.

Ну и конечно, хотели бы, чтобы вся работа поликлиник по месту жительства и всех новых элементов, которые возникают в системе здравоохранения и программ, были ориентированы на учёт особенностей старшего поколения - и здоровья, и ментальности, и, конечно, слабой информированности о том, что же делается в здравоохранении сегодня, что нового возникает. Спасибо.

В.В.Путин: Что касается реформы здравоохранения применительно к сельским территориям. Мы вчера только с коллегами из «Единой России» обсуждали эту проблему, и они обратили моё внимание на то, что в проектах региональных программ реформирования здравоохранения слишком мало внимания уделено сельской медицине. Там практически не выделяется якобы, с их слов, ресурсов...

Т.А.Голикова: Нет, там есть такой ресурс.

В.В.Путин: ... на фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в сельской местности. Татьяна Алексеевна (Т.А.Голикова), посмотрите ещё раз.

Т.А.Голикова: Да, мы смотрели. Вчера начали на правительственном уровне рассматривать эти программы и как раз, наоборот, мы ориентируем регионы. Правда, все в разной степени на это реагируют, это объективно - на то, что необходимо приближать медицинскую помощь к человеку непосредственно. И на ФАПы, и просто на фельдшерские пункты обращаем особое внимание и ориентируем особым образом. И вчера, в том числе (я просто отреагирую на то, что было сказано), вчера была поддержана идея, Владимир Владимирович, и мы Вам такое решение внесём в ближайшее время, что в рамках того направления, которое касается материально-технического обеспечения (первое направление), нужно приобретать не только оборудование, но и автомобили, которые могут довезти того же медицинского работника непосредственно до гражданина для того, чтобы можно было оказать медицинскую помощь на месте, не создавая там, где 2-3 дома осталось, 4 дома специального фельдшерского пункта, а именно чтобы регулярно туда приезжал врач и для цели оказания медицинской помощи, и возможно, даже для цели диспансеризации. А мобильные пункты медико-социальные частично будут нами поддержаны в рамках субсидирования программ, которые осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации. И это постановление в январе тоже будет Вам внесено на подпись.
В.В.Путин: Во всяком случае, нужно обратить внимание на сельскохозяйственную часть медицинской программы.

Т.А.Голикова: Спасибо.

В.В.Рязанский: Владимир Владимирович, прежде всего сегодня хороший, добрый светлый праздник, хотелось бы от имени Союза Вас поздравить и пожелать всего доброго. Владимир Владимирович, у меня по жизни есть один маленький эпизод, я хочу с вами поделиться, он в определенной степени стал знаковым, поэтому хочу поделиться. В 2009 году, встречая в Шереметьево старшего брата, обнялись - он приехал навестить родителей под Москвой. Встречаю его, говорю - ну как, новые ощущения из Литвы? Так, волею судьбы оказался пока там, семья там. Поздравляю нового пенсионера Литвы. Он говорит - какой пенсионер? Добавили два с половиной года. А ему как раз 62 года, сегодня у него день рождения. И я знаю, что через некоторое время у них 65, а теперь уже не за горами 67, и вот я просто сравниваю, я моложе его на 2 года, и мне Пенсионный фонд с 4 декабря, как положено, по расписанию, вручил вот эту пурпурную книжечку. И хочу сказать, что вот этот маленький житейский пример - он дает хорошую картину понимания того, чем отличается подход правительств и парламентов тех стран, которые вроде ближе к Елисейским полям, а вот подходы и параметры работы нашего Правительства, Вашей команды, безусловно, оказались ближе для наших пенсионеров.
И я как председатель Союза пенсионеров Вам это говорю с полной ответственностью, потому что встреч я провожу множество, и в этой части пенсионеры, конечно, признательны, потому что очень тяжелый год, сложный год - ведь мы же даже до конца в себе и не осознали, что такое по масштабам злости и жестокости та засуха, которая была. По большому счету, это сравнимо с теми, что были в 20-30 годы, они же ставили на колени страну. А мы, слава богу - что, паника какая-то была?

В.В.Путин: Голод был массовый.

В.В.Рязанский: Что у нас там, паника? Нет, нет паники, в магазинах все есть, люди живут, работают. Ну, ясно, что на каких-то товарах что-то сказалось, но, тем не менее - жесточайшая ведь засуха. И в этой связи, конечно - вопросы, которые Союз пенсионеров при встрече получает, разные - и вот в этой связи хотелось бы поделиться своими соображениям и получить Вашу поддержку по части, связанной с интернатами для ветеранов.

Мы, естественно, не государство, мы не можем заменить государство в этих интернатах, мы оказываем свою, посильную поддержку, более того, эта поддержка была оценена и грантом: мы получили 9 миллионов грант. Он так и называется: «Дом, в котором продолжается жизнь». Но есть на наш взгляд, 2 задачи: крупная задача - это, конечно, из приспособленных домов-интернатов уходить и все-таки делать новые, малонаселенные. Там 100 человек, может быть 70, с хорошей поликлинической составляющей, бытовой, санитарной, но это требует, естественно, больших вложений, это сразу не сделать. А вот ту часть вопроса, которую мы могли бы сейчас решить и постепенно снимать очередь нуждающихся - а она 20 тысяч человек - вот у нас есть какие предложения.

Хорошо зарекомендовал себя опыт работы ряда регионов - Самары, Астрахани, Тамбова, Ульяновска, где создаются патронатные семьи. Нельзя сказать, что там - 100 случаев, и все 100 живут до конца. Некоторые семьи не уживаются, но, тем не менее, из 190 семей устойчиво живут 140 семей, например, в Самарской области. Если поставить задачу каждому региону создать хотя бы таких 100-150 семей в каждом регионе, мы бы значительно подвинули очередь, которая на сегодняшний день - будем говорить так - стремится в этот Дом ветеранов. А жить-то в семье значительно комфортнее. И есть база, есть законодательство региональное, которое можно, естественно, поощрять в этом плане.

Вторая тема - мы могли бы предложить по тем программам, которые сегодня есть в региональных программах содействию занятости, часть этих ресурсов направить как раз на создание тех услуг одиноко проживающим и нуждающимся в уходе на дому. Это опять бы сняло поток этих желающих попасть в Дом-интернат.

И наконец, мне представлялось бы правильным, может быть, за счет этих ресурсов подготовить ту часть готовых работать пенсионеров - потому что молодежь-то не очень стремиться в эту сферу работать - мы могли бы пенсионеров привлечь для переквалификации, переобучения именно для работы в этой сфере. А на сегодняшний день это пока инструктивные материалы запрещают.

И вот предложения Галины Николаевны (Г.Н.Кареловой) я самым горячим образом поддерживаю, создание вот таких мобильных, подвижных и даже дистанционных услуг сельскому населению, таким же образом тоже бы остановило этот поток желающих перезимовать в домах, и было бы значительно сейчас проще рассосать эту вот 20-ти тысячную очередь. У нас есть внутренние, что называется, хорошие ресурсы. Вот хотелось бы получить вашу точку зрения.

В.В.Путин: Давайте над эти подумаем, но подумаем также над тем, чтобы количество этих домов тоже увеличить.

В.В.Рязанский: Строить, конечно, надо. Надо строить новые, современные.

В.В.Путин: С регионами надо поработать. В некоторых регионах открываются очень хорошие дома, очень хорошие.

В.В.Рязанский: Я очень много видел.

В.В.Путин: В Ленинградской области замечательные дома.

Реплика: Есть очень хорошие.

В.В.Путин: Да, современные.

Реплика: В Тамбове очень хорошие.

В.В.Путин: Достойные, понимаете, для наших граждан абсолютно.

В.В.Рязанский: Может быть, уже время требует того, что некоторые молодые люди хотели бы на какое-то время иметь дома гостиничного типа, в которых можно было бы на время командировки, отпуска оставить пожилого родителя.

В.В.Путин: Может быть. Но лучше бы, если бы граждане сами заботились о своих, не перекладывая ни на кого это. Вы знаете, это не самый лучший сигнал в обществе.

В.В.Рязанский: Противоречит естеству человеческому — отдать родителей в чужие руки.

Реплика: Нет, нет, нет. Имеется в виду, не в другие руки, а когда уезжает в командировку...

В.В.Рязанский: Мы понимаем это всё.

Реплика: Бывают всякие ситуации.

В.В.Путин: Можно позаботиться, подумать, привлечь друзей, знакомых, даже со стороны людей привлечь, но дома.

Реплика: Дом ничто не заменит, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Это отдельная моральная тема, нравственная.

Реплика: Дом ничто не заменит, это я согласен.

В.В.Путин: Хорошо. Тем не менее, предложение сформулировано. Подумаем. Франц Адамович, пожалуйста.

Ф.А.Клинцевич: Владимир Владимирович, сегодня, когда выступили Вы, выступили коллеги, честное слово, у меня возникла некая внутренняя потребность немножко начать с другого. Я уже не первый раз участвую в подобных мероприятиях. Владимир Владимирович, я хочу просто ещё раз сказать спасибо, что Вы не как должностное лицо, а, прежде всего, как человек, системно занимаетесь ветеранским движением.
И каждый раз мы, возвращаясь к истории, никогда не задумываемся, что на самом деле сделала Россия за последние 10 лет для своих ветеранов, для людей старшего поколения. И когда Владимир Владимирович говорил о примере своего брата, я вспомнил двух своих друзей. Мы вместе учились в училище, в академии, служили вместе в Афганистане. Они в 1996 году уволились. Живут сегодня в Германии. Я даже не знал до этого, что они немцы. Они встали на учёт, получили в Курске квартиры.

В.В.Путин: Бывшие советские граждане, да?

Ф.А.Клинцевич: Бывшие советские граждане. Получили в Курске квартиры, квартиры продали, и каждый год приезжают ко мне в гости. Но дело не в нашей дружбе. Они приезжают и получают у нас пенсию. Это не ветераны Великой Отечественной Войны, за которых Россия взяла обязательства, а люди молодые, которые уволились тогда. Для них эти 300-400 долларов являются очень важными и существенными вещами. И таких людей, на самом деле, много. Ведь об этом тоже никто не говорит, никто об это мне вспоминает. Второй момент, мы говорим, я вспоминаю, Владимир Владимирович, службу свою в Афганистане - меня старший начальник с ВДВ, инструктируя, говорил: «Ребята, вы, когда пойдёте - не забывайте про денежный аттестат. И пришлите по денежному аттестату для родителей какие-то деньги - кроме семьи распишите и на родителей». А я потом не мог объяснить матери. Говорю: «Мама, ты собирай на почте эти квитки», потому что это была единственная возможность - если бы случилось что-то со мной - сказать, что у меня родители были на моём иждивении. Потому что командиру полка давалось пять рублей на погибшего бойца, для того, чтобы он дал телеграмму, что погиб его боец и офицер. Пять рублей! И больше ничего не давалось. А потом разными постановлениями мы решали вопросы. В нашем парашютно-десантном полку, как в принципе во всем ВДВ, если что-то случалось, Владимир Владимирович, - мы один прыжок на общем собрании, деньги за прыжок, отдавали семье. Помогали семье погибшего и так далее. Сегодня об этом люди не говорят. А ведь колоссальные вещи сегодня сделаны для ветеранов.

Конечно, Владимир Владимирович, я хочу просто ещё раз сказать спасибо, потому что мы собрались и будем говорить о мерах социальной поддержки. Но в то же время какие-то и приятные вещи надо было бы сказать. И поговорить о том, что мы добились. Потому что, когда Вы (я записывал и знаю эти цифры, когда Вы зачитываете) для широкой публики наших ветеранов - они особо не реагируют. А многие забыли то, что было абсолютно недавно. И сегодня абсолютно нормально воспринимают эти все вещи.

Смотрите, по ветеранам Великой Отечественной войны эта колоссальная проблема, которая была, я не хочу, (может быть, Вы упустили), но ведь, когда мы начинали про ветеранов Великой Отечественной войны - первая цифра была - 52 191 ветеран. С чего мы начинали и принималось решение, Владимир Владимирович. А потом мы вышли на 180 тыс. - мы потом вышли. Я, Владимир Владимирович, хочу сказать, что, как работающий в комитете по делам ветеранов, мы многие вещи разбираем в том числе и порой не очень порядочного поведения многих вот этих моментов. По офицерам мы закрыли проблему очень серьёзную.

Но мой вопрос, Владимир Владимирович, к сожалению, тоже очень болезненный - это связано с жильём ветеранов боевых действий. Это одна из самых больших проблем. Из норм, которые сегодня есть - 18 кв. м на одного ветерана боевых действий без учёта членов семьи по средне-рыночной цене за кв. м. В конечном итоге где-то 500-600 тыс. мы сегодня оказываем, в зависимости от региона, меры социальной поддержки для пожилых, для ветеранов боевых действий. Примерно из 500 человек всего 10 эту меру социальной поддержки, Владимир Владимирович, получают. Это связано с большой проблемой, что не могут купить. Вторая проблема - это сельская местность. По нашему действующему законодательству в сельской местности ветераны воспользоваться этим не могут. Вот сегодня у нас очень большие проблемы в Дагестане с ветеранами боевых действий. И они сегодня поднимают этот вопрос очень остро. К сожалению, местное руководство реагирует неадекватно и не хочет по этому поводу говорить. Многие региональные законодательные собрания принимают решения и выдают ветеранам боевых действий землю. А сегодня нужно строиться. Если бы мы разрешили вот эти деньги каким-то образом, упростив процедуру по тому, как сделано с ветеранами Великой Отечественной войны, даже вот эти 500-600 тыс., добавив какую-то сумму, они закупят материалы и построят дома. Те 42,5 тыс. ветеранов боевых действий, которые сегодня стоят на учёте с учетом вот таких возможностей. Я думаю, Владимир Владимирович, нам надо было бы, чтоб мы по этому поводу подумали, посмотрели по каким возможностям.

В.В.Путин: 42 тыс., да?

Ф.А.Клинцевич: 42,5 тыс. до 1 марта 2005 года из ветеранов боевых действий встали на учёт, на жилье. Это на самом деле не такая уж большая сумма.

В.В.Путин: Сумма 12-14 млрд рублей сразу могу сказать, с ходу.

Ф.А.Клинцевич: Я думаю, немножко больше.

В.В.Путин: Ну где-то до 15 млрд.

Ф.А.Клинцевич: И второй момент, Владимир Владимирович. Смотрите, у нас есть очень хорошая норма, связанная с тем, что в регионах законодательное собрание, региональная власть оказывает поддержку ветеранам, прежде всего ветеранам Великой Отечественной войны, семьям, инвалидам и так далее. У нас норма определена 10 тыс. рублей, по которой они могут оказать поддержку и не надо платить налог. Сегодня так определена в Налоговом кодексе 217 статья. А починить печь, крышу, крыльцо, провести там воду и так далее - зачастую это укладывается в 60-90 тыс. А когда региональная власть изыскала возможность, оказала поддержку, а бабушке потом приходит свыше 10 тыс. налог - это превышает порой в 2-3 раза её пенсию. И ветераны не понимают: вроде бы помогли, и в тоже время... Мы сегодня похвалили... Если бы можно было увеличить этот порог, посмотреть. Все-таки на региональном уровне законодательное.

Заключительное слово В.В. Путина:
Я по итогам нашей беседы хотел сказать следующее. Во-первых, хочу вас поблагодарить за оценку того, что сделано в предыдущие годы и за 2010 год. Это первое.

Второе. Всё, что вы высказали в качестве критических замечаний (каких-то перекосов, недоработок), мы обязательно проанализируем, и я вам обещаю: будет реакция. Я сейчас не могу окончательно сформулировать решения, но когда Дмитрий Иванович Карабанов (председатель совета Всероссийской организации ветеранов) сказал: «спасибо Вам за все решения, которые были сегодня приняты», я понял, что он - ветеран не только военной, но и дипломатической службы. Но думаю, вы меня поймёте: по вопросам, связанным с финансовым обеспечением, прежде чем сказать «да, мы сделаем так», нужно как следует всё посчитать. Иначе это будет просто популистская болтовня. Хотя вы должны исходить из того, что всё, что вами здесь было озвучено, я лично разделяю и считаю, что это правильная постановка вопроса. Мы обязательно эти вопросы решим. Мы должны только подумать, в какие сроки, каким образом. Но мы нацелены на решение этих проблем, которые вами сегодня сформулированы, – вот в этом вы можете не сомневаться. Эти перекосы мы сами видим.

Конечно, очень хотелось, и мы обещали поднять гражданские пенсии. Потому что мы, я считаю, задолжали перед людьми старшего поколения. Хоть и поднимали их регулярно, но всё-таки инфляция подъедала эти доходы. Нужно было сделать рывок вперёд. Имею в виду несправедливости и перекосы, которые возникли в связи с неправильным расчётом стажа, заработанного в советское время. Мы обещали это сделать, мы должны были это сделать – и мы это сделали.

Но, конечно, возникли перекосы, связанные с военными пенсионерами. Есть и перекосы, связанные с тем, о чём здесь коллеги говорили: с материальным обеспечением семей наших погибших военнослужащих в разные времена истории нашей страны.

Есть другие проблемы, связанные с пограничниками, другими категориями. Мы это всё, безусловно, обобщим и вместе с вами сформулируем окончательные решения в рамках координационного совета при Правительстве Российской Федерации по делам ветеранов. Но я очень рассчитываю на то, что этот орган будет не формальным, а действенным, будет не декоративным, а работающим, где мы с вами сможем откровенно, с открытыми картами, что называется, не только говорить об этих проблемах, но и выходить на решения, которые будут обоснованны с экономической точки зрения, будут обеспечены необходимыми ресурсами и будут социально справедливы.

Вот на этом я хочу закончить и хочу поздравить вас с наступившим Новым годом.