- Родительская категория: Новости
ОТ ПРИБЫЛИ ДО УБЫТКА
Бюджетная комиссия попыталась в очередной раз рассмотреть экономические тенденции
Заседание депутатской комиссии по бюджету, состоявшееся накануне очередной Думы, прошло достаточно бурно. В основном страсти накалились, когда речь зашла об анализе убыточности городских предприятий, представленном экономической службой администрации. По ее данным, в январе-феврале 2011 года крупные и средние предприятия сработали с отрицательным сальдо в 31,5 миллиона рублей, хотя за тот же период прошлого года результат был положительным, и прибыли получили почти 212 миллионов.
Как явствует из представленной информации, основными факторами, повлиявшими на столь печальный финансовый итог двух первых месяцев этого года, стала убыточность строительных организаций и предприятий, занимающихся выпуском готовых металлоизделий. Кроме того, есть убытки и у представителей перерабатывающей отрасли, оптовой и розничной торговли и, конечно, транспорта. Особенно – муниципального, поскольку на предыдущем заседании Думы выяснилось, что для поддержания «на плаву» муниципальных троллейбусов вновь нужно не менее 20 миллионов бюджетных рублей. Из причин убыточности, согласно информации руководителей самих предприятий, называются проблемы с объемами работ (в строительстве), трудности с реализацией продукции в городе (переработка), наукоемкость и трудоемкость производства с длительным циклом (производство металлоизделий) и зачастую сезонный характер деятельности (торговля). С транспортом вообще все понятно: низкий тариф, который давно не повышался, взлетевшие цены на бензин и электроэнергию, перевозка льготников и так далее.
Депутаты, и в первую очередь председатель комиссии Владимир Иванников, отнеслись к предложенной информации настороженно. Убытки строительной сферы, действительно, никого сегодня не удивляют, но по каким таким непонятным причинам в список убыточных предприятий затесалась атомная станция – в принципе нонсенс для гиганта, производящего миллиарды весьма недешевых киловатт. Тем более, только одного налога с прибыли АЭС, по словам заместителя мэра по экономике Михаила Тена, заплатила 135 миллионов рублей. Озадачила и убыточность ОАО «Атоммашэкспорт», одного из титанов городской отрасли производства металлоизделий. Нестыковки есть и в других, казалось бы, мелочах. К примеру, ГУП «Аптека № 368» - в перечне предприятий, сработавших с отрицательным результатом в январе, хотя само это государственное предприятие в официальном письме заявляет, что и за прошлый год, и за первый квартал нынешнего получило плюс в «сухом остатке».
Владимир Иванников логично заметил: понятно, что предложенные на суд депутатов цифры взяты из официальной статистической отчетности, в которой нередко имеются нестыковки (как с той же атомной станцией). Только можно ли назвать представленную экономической службой информацию действительно анализом, который как раз председатель комиссии и хотел видеть. Пусть даже по одному-единственному предприятию, но – реальный. На что Михаил Тен привел множество причин, почему это сделать невозможно. Как стало ясно из его слов, правды официальные формы отчетности не покажут, надо брать все документы за 2-3 года, причем с бухгалтерскими балансами. И, по словам Тена, ни один руководитель никогда добровольно не допустит в бухгалтерию - святая святых любой фирмы – представителей администрации. Насильно тоже не зайдешь, потому что нет у мэрии таких полномочий по закону. А без «дебета и кредита» не будет и анализа.
Так на самом ли деле убыточны наши предприятия? И что такое вообще понятие «убыток»? С трудом, буквально клещами вырвав у главного экономиста города ответ, депутаты попытались разобраться с положением дел у того же «Атоммашэкспорта». Оказывается, цикл производства на предприятии особенный. Одно очень большое изделие делается не за день и даже не за месяц. Сначала перечисляется аванс, основная же оплата идет по факту отгрузки. Грубо говоря, сначала денег почти нет, зато потом они есть: завод в течение года балансирует от убытка к прибыли. И получается, если все же можно примерно «сложить картинку» по «Атоммашэкспорту», что не дает это сделать по основным предприятиям Волгодонска? Невольно напрашивается аналогия с тем танцором, которому всегда что-то мешает…
Из первых рук
Владимир ИВАННИКОВ:
«ГЛАВНОЕ – НЕ УПУСТИТЬ ШАНС»
- Владимир Иванович, что не устроило Вас в представленной на депутатскую комиссию информации о причинах убыточности предприятий?
- В первую очередь, это была именно информация. О каком анализе можно говорить, если сама справка свободно уместилась на одной стандартной странице формата А-4? В приложении, впрочем, еще 17 листов – ответы 10 предприятий (всего десяти из всех существующих!) на запросы администрации о прибыли, убытках и перспективах. И в большинстве своем это формальные отписки. Например, руководитель одного из предприятий на вопрос о планируемом результате и сроках выхода на безубыточный режим написал просто: «С 1991 года в нашей стране ничего не планируется, живем одним днем». Юмор я оценил, но это, согласитесь, ненормально, когда так отвечают администрации.
- А что бы Вы хотели видеть в ответах?
- Скажем так: я вообще противник подобных запросов, потому что любая подобная бумага, выходящая из коридоров власти или контрольных органов, невольно заставляет руководителя нервничать и искать какой-то подвох – уж, простите, в такой стране мы живем. Зачем, думает руководство, они спрашивают про прибыль и убытки? Что им нужно? А если вслед за ответом нагрянут очередные проверяющие? Поэтому старается быстренько отписаться, чтобы все были довольны – показал «минус» в балансе, пожаловался, что еле сводит концы с концами, провел исходящим номером, и все, свободен до следующего запроса. На мой взгляд, нужно было просто поговорить с руководителями наиболее значимых для города производств – неформально, доверительно, без бумаг и записей. Спросить, есть ли проблемы, чем может помочь в их решении городская власть. А главное – можно ли рассчитывать, что бюджет города получит от предприятия те налоги, которые оно платило еще год назад. И если нет, то почему. Я же не просил копаться в бухгалтерских документах и «трясти» организации, сверяя каждую цифру – нужно было просто увидеть реальные тенденции в экономике, вот и все.
Еще не надо забывать, что вопрос убыточности предприятий очень тонкий и проходит на грани с политическим. В одних случаях убытки обусловлены действительно объективными причинами (отсутствием заказов, временной стагнации в сегменте данного рынка), в других фирмы намеренно банкротят, оставляют в нашем городе организацию с долгами, а учредители регистрируют юридическое лицо далеко от Волгодонска и продолжают деятельность с чистого листа, только налоги платят уже не в наш бюджет. И такие «мертвые» фирмы продолжают в буквальном смысле гирями висеть на городской шее, продолжая проходить по всем статистическим отчетам – тенденция очень нехорошая.
- Еще в начале года Вы заявили, что на бюджетной комиссии в течение полугодия намерены рассмотреть не только ситуацию с убыточными предприятиями, но и анализ по всем бюджетообразующим сферам. Есть результат?
- Да, мы должны были рассмотреть полный анализ деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, структуры торговли, оборот которой в прошлом году составил 20 миллиардов рублей. А также полный анализ стройплощадки атомной станции – кто работает на третьем и четвертом блоках, какие налоги и куда платит. Но, увы, картина получилась примерно такая же, как и с вышеописанной. В частности, ожидаемой структуры торговли я не увидел, хотя общие цифры оказались очень впечатляющими. Но хотелось бы узнать в подробностях, что такое, например, система «Артемида», из каких предприятий она состоит, как влияет на всю оптово-розничную систему торговли в Волгодонске. Или что из себя представляет «Магнит», который занимает огромную нишу продуктового оборота и пришел в город всерьез и надолго, уже начал строиться второй гипермаркет. Платит ли «Магнит» налоги в местный бюджет или в казну Краснодарского края, как собирается развиваться, какие вообще у этого конгломерата дальнейшие планы на Волгодонск? И кроме этих двух гигантов, есть множество других торговых предприятий, причем в своих отраслях они тоже «откусили» солидную нишу. Оконно-дверной бизнес, торговля бытовой и цифровой техникой, многочисленные сток-центры и многие другие – устоялся рынок торговли или нам стоит ждать от него каких-то сюрпризов?
Вопросов много – ответов почти нет. И если нет ответов в части торгового бизнеса, который видим и осязаем, то тем более я не получил полной информации ни о малом и среднем бизнесе, ни о предприятиях, работающих на строительстве атомной станции. А ведь все это – наши потенциальные налоги, тот базис, на котором строится бюджет. Когда на Думу выносился вопрос о принятии местной казны с дефицитом в 10 миллионов рублей на 2011 год, бюджетная комиссия поддержала администрацию, потому что в тот момент это было мужественное решение. Все понимали: надо не только платить зарплату работникам бюджетной сферы, кормить пациентов в больницах и учеников в школах, но и ремонтировать дороги, детские сады, участвовать в софинансировании многих жизненно важных для города проектов. Однако для этого нужно знать, соберет ли бюджет необходимые налоги? Откуда будем пополнять дефицит, тем более что особо рассчитывать на план приватизации муниципального имущества не стоит – все самые привлекательные объекты давно проданы, а план в прошлом году недовыполнен?
- У бюджетной комиссии остался еще один вопрос для рассмотрения в первом полугодии – анализ и прогноз выплаты подоходного налога. Уже сейчас идут разговоры, что НДФЛ, вероятно, бюджет не пополнят в том объеме, в котором было заявлено в прогнозных цифрах. Учитывая опыт предыдущей аналитической информации, представленной экономической службой мэрии, может, и не стоит вообще рассматривать перспективу с НДФЛ?
- Нет, мы ее обязательно рассмотрим. Налог на доходы физических лиц – один из тех «китов», на которых держится городской бюджет, он составляет примерно треть от всех собственных доходов. И сейчас, когда все предприниматели – от крупных до малых – платят 34 процента социальных начислений, малый бизнес совершенно естественно начинает уходить в тень и выдавать зарплату в конвертах (иначе он просто не выживет). Поэтому проблема подоходного налога очень актуальна. Просто не хотелось бы получить вместо вдумчивого и грамотного анализа очередную «информацию». Я ведь не монстр какой-то, не вынашиваю в планах свержение устоев и не призываю к поголовному увольнению ответственных чиновников, я просто стремлюсь к тому, чтобы отделы анализа, прогноза и инвестиций работали по полной программе и не обижались на здоровую критику. Еще в свою бытность заместителя мэра по экономике и финансам мне дали отличный совет: «Надо приходить на службу и уходить с нее домой с одной мыслью: а что ты сделал для того, чтобы сэкономить каждый бюджетный рубль и заработать для города хотя бы одну копейку?». Это – идеал, к которому надо стремиться.
- Владимир Иванович, сегодня о проблеме инвестиций в экономику Волгодонска не говорит, наверное, лишь ленивый. Каково Ваше мнение как председателя бюджетной комиссии по этому вопросу?
- Во-первых, любое производство так или иначе регулярно само себя инвестирует – открывает новые цеха, осваивает новую продукцию, выходит на новые рынки. Только каждое предприятие варится в своем соку, а хорошо было бы, если и городская власть протянет руку помощи. Но самое важное: городу позарез нужен какой-нибудь серьезный и крупный объект (помимо атомной станции), который бы оживил и экономику в целом, и рынок труда. У нас были возможности заполучить к себе производство по сборке автомобилей, металлургический завод, но мы их не смогли реализовать. Уверен, у города будут и другие шансы больших инвестиций, важно только их не упустить.
Газета «Волгодонская правда» № 61,
24 мая 2011 г.