Menu

  • Родительская категория: Новости

Депутаты обсуждают проект бюджета на 2011 год

Владимир Иванников:

«Как государство богатеет? Пора переходить от теории к практике»   

В ближайшую среду депутаты городской Думы планируют рассмотреть  и, возможно. Утвердить проект бюджета на 2011 год. На этой неделе подготовленный администрацией города документ обсуждался на депутатских комиссиях. Прокомментировать его мы попросили председателя постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам, сборам, муниципальной собственности Владимира Иванникова.

   

 

- Владимир Иванович, каждый год Дума принимает городской бюджет, но от многократного повторения этот процесс не теряет остроты и актуальности, не становится  рутинным.

- И никогда не станет, тем более этого не случится в первый год работы нового созыва депутатов городской Думы. Например, в этом году 12 из 25 моих коллег участвуют в обсуждении и принятии городского бюджета впервые в жизни. Возможно, они питают некоторые надежды и иллюзии насчет возможностей и полномочий городской Думы, которые в процессе работы будут серьезно откорректированы. Другая половина депутатов  уже как минимум пять раз принимала бюджет Волгодонска, а многие – и больше, так как являются депутатами два, три и даже четыре созыва. Эта часть депутатского корпуса отлично понимает, насколько мы ограничены в своих желаниях финансами и действующим законодательством, и как важно правильно расставить приоритеты.

- Владимир Иванович, на последних выборах мэра и депутатов, а это наша муниципальная власть, победила команда «Единой России». Мэр – единорос, а из 25 депутатов 20 – тоже члены этой партии. Какой смысл подвергать проект бюджета, внесенный мэром, тотальному анализу на всех депутатских комиссиях?

- Утверждение бюджета Волгодонска, как и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции  городской Думы. Администрация под руководством мэра разрабатывает проект бюджета, исполняет утвержденный депутатами бюджет, а мы уполномочены жителями города контролировать этот процесс. Причем без всяких скидок на однопартийность.

- Что Вы можете сказать о тех документах, на основе которых разрабатывался бюджет 2011 года?

- Основа основ любого бюджета – прогноз социально-экономического развития города на бюджетный год.  Прогноз подтверждает или опровергает саму возможность сбора необходимых бюджетных средств. Он обязательно защищается в области. У нас есть такой прогноз, и он согласован с Ростовом. Это первый шаг к принятию бюджета.

12 ноября прошли  бюджетные слушания, на которых проект бюджета был продемонстрирован жителям города. Это тоже обязательное условие принятия бюджета. Другой вопрос, почему у нас бюджетные слушания не пользуются популярностью у горожан, почему зал остается полупустым или заполненным работниками бюджетных сфер. Но, надеюсь, постепенно эта ситуация поменяется.

Второй по значению после прогноза документ – основные направления бюджетной и налоговой политики города Волгодонска. Они приняты и утверждены постановлением  администрации, которое подписывает мэр города Волгодонска. В основных направлениях определено, что будет делать администрация, какие задачи она перед собой ставит, какие приоритеты у нее в налоговой и бюджетной политике. На следующий год приоритетом налоговой политики является опережающее развитие налогового потенциала города.

Я скажу, что это благородная, но труднодостижимая цель: чтобы база росла быстрее, чем мы ее съедаем. Собирая плоды в своем саду, мы должны его холить и не лениться подсаживать новые и новые деревья. К этой теме я хотел бы вернуться.

Третий документ – это предварительные итоги  социально-экономического  развития Волгодонска за 2010 год. Такие итоги есть, они основаны на статистических данных.

Четвертый документ – прогноз.  На основании прогноза составлен среднесрочный финансовый план. Приложены различные справки, например, о муниципальном долге и так далее.

Хочу подчеркнуть, что, начиная с 2012  года, у нас вводится формирование расходной части бюджета по программно-целевому методу. Наш проект бюджета на 2011 год уже соответствует такому подходу.

- В чем его смысл?

- Существует 18 городских целевых программ. И суть в том, что деньги из городской казны будут расходоваться не просто так, а на основании программ, которые охватывают практически всю расходную часть бюджета. То есть направления расходов определены уже сейчас.

Итак, проект бюджета поступил в думу 3 ноября. Параллельно его изучает Контрольно-счетная палата Волгодонска.  20 дней нам дается на рассмотрение и подготовку предложений. А потом мы должны сделать вывод: выносится проект бюджета на думу или будет отправлен на доработку. Сейчас я не могу пока сказать, что решили депутаты, но возьму на себя смелость сделать прогноз: проект будет вынесен на заседание думы и с учетом замечаний принят.

Наш проект бюджета подготовлен квалифицированно, по всем правилам, имеет все необходимые приложения, его параметры носят понятные значения. И, что приятно и вызывает уважение и доверие к разработчикам документа, там ничьи интересы не лоббируются, никаких «ушей», как говорится, не торчит. Это нормальный бюджет.

По сумме он пока не весь сформирован. Нет двух серьезных составляющих: какова будет цифра капремонта по федеральной составляющей, непонятно, сколько нам денег даст тна эти цели федерация. И нет второй составляющей – не хватает пару сотен миллионов  трансферта на исполнение социальных гарантий. На 2010 год нам было запланировано субсидий и субвенций 1 млрд 312 млн рублей – и этот план мы успешно освоили, а в проекте бюджета указано на 190 млн руб меньше, чем в 2010. Безусловно, недостающую сумму нам добавят, я думаю, что и больше будет, чем в 2010-м, но все будет ясно после принятия областного бюджета во втором чтении.

- Вы можете назвать конкретный цифры?

- Сегодня бюджет 2010 года составляет 2 млрд 978 млн 759 тысяч рублей. В 2011-м будет за 3 млрд.   Прирост пока без названных целевых средств, о которых я говорил выше, – 174 млн или 106, 2% по ср с 2010 г.

- Вы хотели вернуться к теме опережающего развития налогового потенциала города.

- Да. Старая песня о главном. Меня беспокоит наша налогооблагаемая база. Хотелось бы, чтобы все понимали, что над ней надо работать денно и нощно. Главные наши деньги, которыми мы имеем право распоряжаться – это наши собственные доходы. Трансферты все целевые. Только за счет собственных доходов мы можем что-то тратить на развитие. А налогооблагаемая  база имеет свойство снижаться. Это даже в Москве происходит. Все разговорились о Москве почему-то. Недавно мне попался на глаза экономический анализ по Москве и в нем подчеркивается, что сдача в аренду муниципальной собственности, как источник дохода городского бюджета, иссяк. Так это в столице. А что про нас говорить? У нас тоже самое происходит. Начинаю иссякать источники. Например, взять доходы от приватизации:  план на 2010 и 2011 – как небо и земля. На 2011 год план по приватизации имущества около 5 млн рублей. Это на 20 млн рублей меньше того дохода, который мы получили по этой статье в 2010 году.

Собственные доходы на 2011 год планируются в объеме 1 млрд 855 млн 969 тыс руб. «Тянут»  все четыре статьи поступлений. Три налога: НДФЛ – 634 млн рублей запланировано собрать в 2011 году, на имущество организаций – 375 млн, земельный – 341 млн. И доходы от аренды муниципального имущества – 186 млн. Причем, доходы от аренды иссякнут. Как только будет выполнен план по приватизации. В конце концов это произойдет. Да, материя не исчезнет бесследно. Имущество кто-то купит и будет платить налог на недвижимость, но его еще надо будет собрать.

Половину объема производства в городе мы имеем от продажи электроэнергии, газа и воды. Главный налогоплательщик – АЭС. Вот в чем секрет Волгодонска и за счет чего мы держимся и почему не сильно пострадали во время кризиса.  За счет этой опоры. Это стабильная опора.

Из 29 млрд промышленной продукции, произведенной в Волгодонске в 2010 году, 16 млрд произведено монополистами. Это очень неустойчивый бюджет и шаткое благополучие. Обманчивое. То есть мы крепко сидим на игле. Эту пропорцию надо менять. Развивать промышленность. Вкладывать деньги в помощь для ее развития. И чтобы промышленная составляющая была выше, чем монополии. Пока это не так.  Вместе с администрацией мы должны заняться этим вплотную. Растить собственный потенциал. Не тем жить, что приходит по проводам, а мы его так красиво продаем, а тем, что мы сами производим.

- Владимир Иванович, знаменитые пушкинские строки «как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»  так и приходят на ум.

- Потому что это вечная задача любой экономики. Мы отлично знаем, как «государство богатеет», мы плохо умеем применять свои знания на практике.

- Что собирается сделать в этом направлении постоянная депутатская комиссия по бюджету, налогам, сборам, муниципальной собственности?

- Мы планируем вплотную заняться нашей налогооблагаемой базой. Мощный и неизведанный пласт – платные услуги бюджетных организаций. У нас есть 36 средних предприятий, которые дали 6 млрд городского объема товарной продукции. То есть это достаточно успешные участники экономического процесса. Хотелось бы на их примере понять, что надо делать. Чтобы реально, а не на словах поддерживать  бизнес. Хотя бы не мешать ему.

У чиновников за последние годы очень сильно развилось желание доить предприятия. Я не имею в виду взятки или что-то подобное. Нет, я говорю о стремлении повесить на предприятия разные обязанности, которые им не свойственны. Цель бизнеса одна – работать и получать прибыль. Обязанность – добросовестно платить налоги. Обязанность власти – профессионально этими налогами распорядиться. Все остальное – от лукавого.

- Последний вопрос: неужели у Вас нет никаких претензий к проекту бюджета?

- Одна есть. Мне категорически не нравится, что он бездефицитный. Впервые за последние годы у нас нет дефицита бюджета. И это плохо. Это успокаивает администрацию и развивает лень. Небольшой дефицит -  миллионов так двадцать на поддержку  бизнеса – не помешает, чтобы оставаться в форме.

- Спасибо за интересный разговор.

 

 

"Волгодонская правда", 20 ноября 2010

Пресса о Думе